Языкознание кажется многим школьникам сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, с 2000 года ежегодно проводится международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех». Ежегодно она привлекает около полутора миллионов участников из России и десятков зарубежных стран. Подробности о конкурсе — на сайте www.rm.kirov.ru. Там же опубликованы задания всех прошлых конкурсов.
Целями и задачами Конкурса являются: содействие развитию интереса к русскому языку и науке о нем; содействие повышению квалификации учителей русского языка; содействие активизации внеклассной и внешкольной работы по русскому языку; предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона, не выезжая из него.
Причины популярности «Русского медвежонка» те же, что и у его «старшего брата» — международного конкурса «Кенгуру – математика для всех». Игра проводится прямо в школах, не требует от учителя особых усилий, а задания веселы, занимательны и в большинстве доступны не только «одаренным», но и самым обычным детям (что не мешает их содержательности). Даже те участники, которые не слишком увлекаются языкознанием, верно решают хотя бы несколько задач, и мало кто уходит обиженным.
14 ноября 2019 года 588 обучающихся 2-11 классов из 15 образовательных организаций нашего района участвовали в игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».
Игра проходила по пяти возрастным группам: 2-3, 4-5, 6-7, 8-9 и 10-11 классы. Каждой из них был предложен свой вариант из 30 (2-3 классам — из 28) заданий по русскому языку и лингвистике, большинство из которых по силам обычному школьнику. При желании могут попробовать свои силы (по вариантам 2-3 классов) и первоклассники. Решений писать не нужно: достаточно выбрать из пяти предложенных вариантов ответа правильный и отметить его номер на специальном бланке. На работу отводится 1 час 15 минут, так что устать никто не успел. Итоги конкурса подводятся отдельно по классам. До 5 февраля в школы будут направлены ведомости с результатами своих участников и местом каждого в общероссийском списке своей параллели, все участники игры получат соответствующие сертификаты, а лучшие — призы.
Составители старались подбирать задания, которые будили бы любопытство участников, побуждали их после игры заглядывать в учебники, словари, справочники и энциклопедии, помогали в работе учителям.
Л.Д.Баширова |