Устная часть государственной итоговой аттестации
по русскому языку за курс основной школы
(О подготовке к устному собеседованию по русскому языку в 9-м классе)
Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания
Аль-Хусри.
Слово – великое творение цивилизации. Всю жизнь оно с нами, сопровождая нас от детской колыбели и до смертного часа. «После искусства мыслить, искусство говорить и писать – самое сложное».
Слово – распространитель знаний, концепций, убеждений. И разве не прав Фрэнк Снелл, известный американский оратор, что «речь, а не огонь позволила человеку подняться в своем развитии над животным миром»?
В современном мире очень важно не только хорошо выглядеть, но и уметь разговаривать. Наше произношение, умение выстраивать грамматически верные предложения, учитывать речевую ситуацию, аргументировано отстаивать свою позицию в споре скажут о нас, о нашем воспитании и уровне культуры гораздо больше, чем наш внешний вид. Помимо красивой и грамотной речи в разговоре не менее важны дикция и голос. Грамотная речь поможет подняться по карьерной лестнице, завоевать авторитет и уважение у своих коллег. А если вы занимаете руководящую должность или претендуете ее занять, то вы просто обязаны грамотно говорить.
Введение устного собеседования по русскому языку – это очень важный и современный ответ на вызовы времени. Напомним выдержку из Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016 года № 637-р): «Освоение учебного предмета должно предусматривать: усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии; овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения».
25.10.2016 г. ФГБНУ «ФИПИ» было проведено «пилотное» апробирование моделей устной части ГИА по русскому языку. В апробировании приняли участие девятиклассники из Московской области (546 человек), Республики Татарстан (506 человек) и Чеченской Республики (453 человека). 29.11.2016 результаты апробации были обсуждены Научно-методическим советом ФГБНУ «ФИПИ» по русскому языку. В марте-апреле 2017 г. проводилось общественно-профессиональное обсуждение моделей устной части ГИА. Поступило более 20 отзывов по опубликованным материалам. Были получены официальные положительные экспертные заключения от 17 субъектов Российской Федерации. В период 28.09.2017–16.02.2018 г. планируется проведение широкомасштабного апробирования модели устной части по русскому языку во всех субъектах Российской Федерации (Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2017 года № 1025).
В 2016–2017 гг. были разработаны и опубликованы на сайте ФИПИ задания и контрольные измерительные материалы «Банка оценочных средств по русскому языку» для 2–9-х классов. Банк содержит раздел «Говорение».
Статус процедуры: допуск к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы.
Название процедуры: ИТОГОВОЕ УСТНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ выпускников основной школы.
Устное собеседование по русскому языку состоит из четырех заданий (самую достоверную и полную информацию можно получить на сайте ФИПИ (раздел «Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2018 год»).
I.Чтение текста вслух.
II. Пересказ прочитанного текста с привлечением дополнительной информации.
III. Создание устного монологического высказывания по одной из выбранных тем беседы.
IV. Участие в диалоге с экзаменатором-собеседником.
На выполнение работы отводится 15 минут на одного участника.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, — 14.
Ученик получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 8 или более баллов.
Итак, задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Важно прочитать его, обращая внимание на пунктуационное оформление, склонение имен числительных (простых и составных), научных терминов, учитывать наличие вопросительных или побудительных предложений.
Задание 2 – предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его предложенным высказыванием. При пересказе необходимо сохранить основные микротемы (абзацы) исходного текста. Это означает, что некоторые детали, подробности могут быть исключены, но самая важная информация каждого абзаца передана точно. Включить приведенное высказывание необходимо во время пересказа. И при чтении, и при пересказе текста важно соблюдать грамматические, речевые, орфоэпические нормы.
В задании 3 предлагается выбрать один из трех предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждения по одной из сформулированных проблем. Для того чтобы ответ был логичным, полным, важно обратить внимание на вопросы, предлагаемые к каждому варианту темы.
В задании 4 предстоит поучаствовать в беседе (диалог) по теме предыдущего задания, ответить на три вопроса.
Издательство «Экзамен», Москва, 2017 выпустило пособие - тренажер для подготовки к устному собеседованию по русскому языку выпускников основной школы (автор Галина Тимофеевна Егораева). Пособие может помочь:
- учителю: выстроить систему работы по подготовке к устному собеседованию, использовать дидактический материал для расширения межпредметных связей;
-ученику: осознать, что не так страшно это испытание, понять, какие типы заданий ему предстоит выполнить и как лучше подготовиться;
-родителям: оказать учащимся поддержку в подготовке, провести «репетицию» в домашних условиях (если это необходимо), поскольку пособие содержит памятки, советы, опорные фразы, которые можно использовать при подготовке ответа.
Ознакомиться с материалами этого пособия полезно и преподавателям других предметов: географии, истории, обществознания, МХК. В первую очередь потому что тексты, которые составляют основу первого задания в каждом из вариантов – это тексты об ученых, путешественниках, тех людях, которые составляют научную славу России. И работа с таким отобранным материалом поможет выстроить межпредметные связи. Также важно помнить, что умение строить монологический ответ – умение общеучебное, востребованное на всех без исключения уроках. Главное - создать такие условия, чтобы наши ученики наконец-то заговорили!
Чтобы научиться мастерски владеть словом, конечно, нужно основательно трудиться. Вы станете хорошим, интересным собеседником, справитесь с любым выступлением и всегда сможете достичь поставленной перед собой цели, если будете неукоснительно следовать таким правилам:
- Будьте внимательны, любознательны и наблюдательны;
- Будьте инициативны и активны;
- Не стесняйтесь говорить и задавать вопросы;
- Вслушивайтесь в речь ваших собеседников и старайтесь их понять;
- Не бойтесь сделать ошибку, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает
Настоящее красноречие нужно нарабатывать системно, занимаясь и работая над собой годами!
Закончить хочется словами В.Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, - другим людям».
Методист МКУ РОО администрации муниципального района Миякинский район РБ
Жданова С.Д. |